
Исходные данные проекта
Возраст домена | 14 лет |
Ниша/рынок | Образование/письменные услуги |
ГЕО | Англоязычные страны, основная цель — США |
Язык перевода | 1 (англ.) |
Ежедневный органический трафик (до/после обновлений Google Core) | 10 тыс. посетителей/2,2 тыс. посетителей |
Профиль обратных ссылок | 13,7 тыс. ссылающихся доменов |
Страницы | 650 тыс. |
Ежемесячный бюджет | $12000 |
Задачи по восстановлению трафика
Клиент обратился к нам, чтобы определить причины падения органического трафика после трех обновлений алгоритмов Google:
- Декабрь 2022 Обновление Спамные ссылки (“Link Spam”)
- Декабрь 2022 Обновление полезного контента
- Обновление алгоритма в марте 2023 года
Компания хотела восстановить свои позиции в рейтинге по приоритетным запросам.
У клиента была своя команда SEO специалистов, но для восстановления трафика требовалась дополнительная экспертиза.
До первого падения посещаемость сайта составляла 8-11 тыс. органических посетителей в день (2-3 тыс. из США). После второго падения в марте 2023 года на сайте было 2-2,5 тыс. органических посетителей в день (400-500 посетителей в день из США). Наше сотрудничество началось в июле 2023 года.
Google Search Console (все страны):

Google Search Console (США):

Стоит также отметить, что трафик в этой нише носит сезонный характер. Наибольшая активность наблюдается в конце каждого учебного семестра (ноябрь-декабрь, апрель-май).
Для решения этих задач мы разделили наш рабочий процесс на два основных этапа:
- Анализ текущей ситуации, определение проблем и разработка плана действий
- Реализация стратегии оптимизации.
Восстановление трафика: Основные проблемы
Технические
- 650 тысяч страниц, из которых только ~30 тысяч были проиндексированы
- Большое количество страниц 404 (почти 17% всех страниц сайта)
- Хаотичная внутренняя перелинковка
- Отсутствие или дублирование title/description/H1
- Проблемы с мобильной оптимизацией
Контент
- Дублированные страницы и канибализация одного запроса несколькими страницами
- Чрезмерная или недостаточная оптимизация ключевых слов: некоторые ключевые слова не использовались вообще, а некоторые использовались чрезмерно.
- На целевых страницах был информационный контент
- Слабо проработанная структура
Построение ссылок
- Много низкокачественных ссылок
- Отсутствие последовательной стратегии построения ссылок
- Много ссылок на целевые страницы с похожими анкорами, а на некоторых страницах 70% обратных ссылок имели одинаковый тип коммерческого анкора
Создание стратегии проекта для восстановления трафика
Мы начали с проведения тщательного аудита, чтобы определить текущее состояние сайта и четко сформулировать все возможные проблемы. Это позволило нам расставить приоритеты в зависимости от степени важности проблем и создать комплексную стратегию проекта.
Технический SEO-аудит
Сначала мы провели подробный технический аудит сайта. Вот основные проблемы, которые мы обнаружили:
- Дублирующиеся теги H1 и метатеги (title, description)
- Многие внутренние ссылки вели на страницы с кодами ответа 4xx и 3xx
- Сайт имел отдельный подкаталог US, /us/, в то время как основной домен не был ориентирован на какую-либо конкретную страну, использовался hreflang=x-default
- Страницы-“сироты” (с внутренними ссылками только из карты сайта)
- Проблемы с мобильной версией
- Проблемы с наполняемостью.
После проведения технического аудита мы составили список задач, отсортировали их по степени важности и назначили исполнителя для каждой задачи.

Аудит контента для восстановления трафика
В ходе контент-аудита мы проанализировали общее состояние контента на сайте и внимательно изучили содержание высокоприоритетных страниц. В результате мы обнаружили следующие проблемы:
- На сайте было множество страниц-зомби:

- Контент был плохо SEO оптимизирован. Большинство высокоприоритетных страниц имели низкие показатели качества контента, согласно нашему внутреннему инструменту SearchAnalytics:

- Информационный контент использовался на коммерческих страницах, содержащих структурированные данные о продукте, не имеющие отношения к информационному контенту.
- Контент не был хорошо структурирован. Страницы выглядели как портянки текста. На них отсутствовали многие необходимые элементы, которые присутствовали на страницах конкурентов (например, преимущества, цены, инструкции по оформлению заказа и т. д.).
- Многочисленные дублирующие страницы, созданные для одного и того же поискового запроса.

Аудит обратных ссылок
В ходе аудита обратных ссылок мы проанализировали профиль обратных ссылок клиента и сравнили его с профилем обратных ссылок его конкурентов. Вот что мы обнаружили:
- Агрессивная стратегия построения ссылок: для большинства коммерческих страниц сайта более 80% обратных ссылок содержали коммерческий анкор:

- Много низкокачественных ссылок: Только 300 доменов из 13 тысяч были высококачественными. Большинство ссылок было размещено на сайтах Web 2.0, форумах и т. д.
План действий
После проведения аудита и анализа конкурентов мы разработали SEO стратегию и четкий план действий, в котором выделили наиболее приоритетные проблемы на сайте. Основными задачами были:
- Решить основные технические проблемы на сайте, чтобы улучшить его индексацию.
- Принять решение об отдельном подкаталоге /us/ и дать рекомендации по настройке hreflang.
- Провести аналитику ключевых слов для оптимизации структуры сайта.
- Удалить дублирующиеся страницы и страницы с некачественным контентом.
- Подготовить рекомендации по созданию контента.
- Отказ от низкокачественных обратных ссылок и создание новой стратегии построения ссылок.
Восстановление трафика: Реализация
Технические вопросы
Для устранения технических проблем мы подготовили для разработчиков бриф на каждую задачу, в котором указали, как решать имеющиеся проблемы. Вот что у нас получилось:
- Мы удалили внутренние ссылки на страницы с кодами ответа 3xx и 4xx.
- Мы создали шаблоны метатегов для типовых страниц сайта.
- Оптимизировали заголовки для высокоприоритетных страниц.
- Оптимизировали структуру подзаголовков на страницах и удалили лишние заголовки.
- Решили проблемы с мобильной версией (некоторые элементы были заблокированы в файле robots.txt).
- Дали рекомендации по автоматическому формированию карты сайта и правилам ее обновления и добавления страниц.
- Для решения проблем с индексацией мы предложили настроить Google Index API на ежедневную индексацию страниц (отправив запрос в Google, мы увеличили квоту с 200 до 600 страниц). Некоторые страницы даже начали получать клики и показы:

Подкаталоги для конкретных языков
Сайт имел более 30 языковых версий, реализованных через подкаталоги. Основной домен имел атрибут hreflang=x-default, что приводило к тому, что большинство страниц сайта каннибализировали друг друга, так как и страницы в подкаталоге /us/, и страницы основного домена ранжировались в США.
Мы решили:
- Направить основную версию сайта на США. Подкаталог /us/ был перенаправлен на основной домен.
- Рекомендовали удалить локальные версии сайта, которые не имели трафика.
Анализ ключевых слов и оптимизация структуры сайта
Этот этап был самым трудоемким, так как нам нужно было изучить и проанализировать ключевые слова для более чем 200 различных кластеров. Собранная семантика позволила нам понять следующее:
- Какие страницы отсутствовали на сайте клиента и нуждались в добавлении
- Какие страницы необходимо объединить (потому что у них одинаковый смысл).
- Как расставить приоритеты в кластерах, чтобы создать улучшенную структуру сайта и спланировать дальнейшую оптимизацию.
На основе исследования ключевых слов мы изменили основное навигационное меню и меню футера, поскольку навигационная панель была перегружена – она содержала почти все страницы сайта.
Вот что мы сделали:
- Разделили основное навигационное меню по видам услуг
- Добавили в основное меню приоритетные страницы
- Удалили из основного навигационного меню нерелевантные страницы, которые могут отвлечь пользователя от конверсии
- Расширили и улучшили структуру футера
- Добавили в футер – страницы дополнительного приоритета. Таким образом, мы избежали дублирования страниц в основном меню и футере.
Внутренняя перелинковка
Чтобы улучшить внутреннюю перелинковку на сайте, мы предложили добавить раздел внутренней перелинковки на страницы второго уровня. Для каждой категории услуг был создан отдельный список URL-адресов, который был добавлен в раздел “Другие услуги”. Это позволило улучшить индексацию страниц второго и третьего уровня и повысить внутреннюю перелинковку приоритетных страниц.
Построение ссылок
Сначала мы проанализировали все обратные ссылки сайта. По данным Ahrefs, Semrush и Google Search Console, общее количество ссылок составляло около 20 тысяч доменов.
Используя информацию из нескольких источников, мы проанализировали обратные ссылки и составили список ссылок, которые необходимо дезавуировать с помощью инструмента Google Disavow Tool:

Отказ от множества низкокачественных ссылок одновременно может негативно повлиять на динамику органического трафика. Даже "плохие" обратные ссылки могут оказать небольшое положительное влияние на наращивание ссылочной массы сайта, поскольку низкие показатели в SEO инструментах не обязательно означают, что поисковые системы считают эти ссылки плохими. В целом, лучше сначала поставить качественные ссылки, а затем начать дезавуировать некачественные.
Таким образом, мы отправляли эти ссылки в Google Disavow Tool постепенно. Каждые 3-4 недели мы дезавуировали 1,5-2 тыс. низкокачественных ссылок. В общей сложности мы дезавуировали почти 10 тысяч доменов:

Мы также разработали стратегию построения ссылок, ориентированную на качество, а не на количество:
- Мы предоставили команде по наращиванию ссылочной массы клиента четкие требования и критерии выбора доменов.
- Мы изменили их подход к построению ссылок: полностью отказались от сайтов Web 2.0, свели к минимуму обратные ссылки с форумов и профилей, предложили размещать обратные ссылки на главных страницах и рекомендовали сосредоточиться на качественном аутриче.
- Мы разработали стратегию размещения анкорных текстов для всех высокоприоритетных страниц.
В результате количество высококачественных обратных ссылок начало расти, что также коррелировало с ростом органического трафика. На этом скриншоте вы можете увидеть динамику роста обратных ссылок по данным Ahrefs (“Лучшие ссылки”):

Восстановление трафика: Оптимизация контента
Прежде всего нам нужно было удалить с сайта множество дублирующихся и некачественных страниц. Вот что мы сделали:
- Мы полностью удалили раздел “Новости”, поскольку он не приносил ни трафика, ни просмотров;
- Мы удалили дубликаты страниц “Инструменты” из локальных версий сайта. Как показал анализ, такие запросы не являются конверсионными.
- Мы проанализировали страницы, которые не имели органического трафика более 12 месяцев, и удалили большинство из них. Большинство этих статей были написаны еще в 2015 году. Страницы, которые потенциально могли бы получить трафик, были добавлены в план оптимизации контента.
- Мы перенесли информационный контент с коммерческих целевых страниц в раздел “Блог”.
Для каждой целевой страницы мы создали четкие инструкции с помощью Surfer SEO и SearchAnalytics. В результате мы значительно улучшили качество контента с технической точки зрения


Восстановление трафика: Результаты
С помощью этой стратегии мы восстановили более 50% органического трафика сайта. Мы решили критические проблемы, которые влияли на производительность сайта, и создали четкий план действий, который поможет клиенту двигаться в правильном направлении.
Сайт продемонстрировал значительный рост органического трафика:
Все страны: с 2,2 тыс. посетителей в день (в сезон) до 4,7 тыс. (в межсезонье)
США: С 480 посетителей в день (в сезон) до 1 тыс. (в межсезонье)


Количество посетителей и другие показатели практически удвоились в США и других странах:

Показатели сайта по органическим ключевым словам также были восстановлены до уровня, который он демонстрировал до первого падения трафика:
